Формальное основание.
Кажется невероятным то какое многообразие Гегель логически вывел из простого отношения утверждения и отрицания. Одной из проявлений этого многообразия стало отношение основания и обоснованного, формы и содержания.
Прежде всего, форма, это устойчивое наличие сущности. Сначала сущность была у нас снимающим само себя бытием, одна из сторон отношения так или иначе оставалась бытием. В разности сущность как положенность снимает себя и переходит в свое отрицание, свою противоположность. Но противоположность, это тоже положенность. Таким образом мы имеем противостоящие друг другу положенности. А значит сущность снимая себя утверждает себя как устойчивое наличие. Это наличие есть форма. Гегель называет формой то, что непосредственно. Отношение противоположностей рождает противоречие, потому что положенность в нем полагает свое собственное исключение. Разрешаясь противоречие снимает себя, опускаясь в основание – то, что объединяет и разделяет противоположности. Соответственно основанию противостоит обоснованное.
И вот тут начинается самое интересное.
Основание как сущность, это отрицательное тождество. Оно полагает некое обоснованное (положенное) отрицая себя. Оно есть только как собственное отрицание, как обоснованное и обоснованное выступает как содержание основания. Соответственно обоснованное тоже есть отрицание себя, оно есть только как основание и, соответственно, выступает как содержание основания. Таким образом, процесс отрицания выступает здесь как опосредствование, благодаря которому имеется определенное содержание. Само это опосредствование есть форма:
«Обе стороны формы, так как одна переходит в другую, тем самым полагают себя теперь сообща в одном и том же тождестве как снятые, этим они это тождество предполагают».
Дальше мы сталкиваемся с Гегелевским единством. В нем основание снимает себя, утверждая обоснованное, а обоснованное снимает себя, утверждая основание. И одновременно обоснованное снимает себя, утверждая основание, а основание снимает себя, утверждая обоснованное. В этом движении опосредствование начинается с одного настолько же насколько и с другого.
«Каждая сторона есть столь же основание, сколь и обоснованное, и каждая есть все опосредствование или всяформа.»
Таким образом форма есть сама нечто тождественное с собою.
«Форма и содержание сами суть, таким образом, одно и то же тождество.»
Изящно, блин.