Различие противоположностей абсолютно, а единство относительно. Борьба и единство противоположностей. Гегель выводит основание из противоречия. Он указывает, что «…противоположность есть единство тождества и разности; его моменты разные; таким образом они противоположные». Он отмечает, для внешней рефлексии положенность одинакова и не одинакова с противоположностью одновременно. Тут, как и с различием, справедлив принцип, мы производим сравнение в отношении чего-то. Если сравнение имеет место, значит есть и одинаковость. Но есть и разность! В противном случае, теряется смысл производить сравнение. Та сторона рефлексии, в которой положенность одинакова с противоположностью, т.е. воспроизводит себя в противоположной стороне – положительна. Та – в которой не одинакова, т.е. исключает себя – отрицательна. Это «скользкое место». Каждая из сторон рефлексии замкнутая внутри себя противоположность. Каждая обладает «безразличной самостоятельностью», каждая представляет собой такое целое, потому что содержит в самом себе соотношение со своим другим моментом, опосредствовано им. Но вместе с тем, опосредствовано с собою небытием своего другого. «Таким образом оно есть особо сущее единство и исключает из себя другое». Хоть Гегель и не любит аналогии, в данном случае, на мой взгляд будет уместно вспомнить нечто и иное, из которых мы, в конечном счете, вывели два нечто, а также определение и характер. В данном случае, мы также имеем две противоположности. И также какая из них положительная, а какая отрицательная будет зависеть только от того с какой стороны мы производим оценку. Как ни верти, с одной стороны другая сторона будет отрицательной. Дальше он формулирует определение противоречия: Самостоятельное определение рефлексии есть, таким образом, противоречие. Самостоятельное определение рефлексии исключает другое в том же самом отношении, в котором оно содержит в себе это другое и благодаря этому самостоятельно. Я сформулировал это для себя так: положительное исключает свое собственное полагание. Образно: либо трусы наденьте, либо крест снимите, потому что обрезание с крестом не вяжется. «Различие вообще есть уже противоречие в себе; ибо оно есть единство таких, которые суть лишь постольку, поскольку они не суть одно, и разъединение таких, которые суть лишь как разъединенные в одном и том же отношении. Но положительное и отрицательное суть положенное противоречие, так как они как отрицательные единства сами суть полагание самих себя, и в этом полагании каждое есть упразднение себя и полагание своей противоположности.» – отмечает Гегель. Сама эта формулировка содержит предпосылку для снятия противоречия. Будучи одинаковой с собой в противоположности, положенность равна себе и есть устойчивое наличие. Но положенность это отрицание, исключение противоположности, а противоположность в таком случае это она сама. Т.е. равенство с собой, это исключение, отрицание. «Таким образом, оно есть то противоречие, что оно, как полагание тождества с собой, обращает само себя через исключение отрицательного в отрицательное чего-то и, следовательно, в то другое, которое оно из себя исключает.» Отрицательное же есть положенность рефлектированная в неодинаковое с собой, в неравенство с собой, в исключение себя. Но положенность сама по себе отрицание, следовательно ее рефлексия в исключение себя есть наоборот соотношение с собой, равенство с собой. Т.е. положительное. Получается единство противоположностей или основание. Основание есть единство противоположностей. Они тождественны друг другу и поэтому противоположны. А поскольку они противоположны, единственное, что их объединяет, есть основание.